Генетически-модифицированная культура

Недавно я услышала о неприятном факте: оказывается, тела похороненных людей раскладываются в настоящее время очень медленно из-за того, что при жизни они потребляли еду с синтетическими примесями.

У нас не удастся этого избежать, поскольку процессы, которые происходят в обществе, делают невозможным доверие к продавцам и производителям. И к политикам, чиновникам также. И к производителям культурной продукции. К соседям и, что хуже всего, - к себе.

Доверие к себе как производителю собственных мнений, представлений, моральных тотемов и моральных табу. Интеллектуальная собственность, креативность в потребительском обществе ценятся лишь тогда, когда имеют денежный эквивалент. Культуре отведено место где-то после криминальных событий и погоды. По крайней мере в новостях. Бесспорно, мировая культура в настоящее время очень деградировала, особенно искусство: музыка, занятие живописью, литература. И чем больше она деградирует, тем более заявляет о себе. Через тотальную нехватку доверия, хотя и холодная война вроде бы закончилась.

Когда-то из моего интервью выбросили цитату из Марселя Пруста: «Книга - ребенок одиночества и молчания». Может, боялись, что читателю тяжело будет это понять. И это небольшое событие вынудило меня понять одну простую вещь: в мире, где все разрешено, разрешено не все. Например, одиночество и молчание как условие креативности - истина, проверенная временами. Труп современной культуры будет гнить еще долго, по-видимому, долго, потому что при своем существовании она потребляла синтетическую еду и породила генетических мутантов, которые боятся одиночества и молчания. Так грубо и просто. Под какой подливой бы это не подавалось: постмодернистской, религиозной или патриотической - нам в спину будут смеяться, а в лицо протягивать руку к нашему бумажнику. Два самых главных стержня любой литературы, и не только, этот вопрос языка и этики. Неэтично обманывать читателя и потребителя, пидсуваючи ему некачественный и некреативный продукт. Это само собой. Неэтично обманывать творца, распиная его на алтаре рыночной экономики. И, бесспорно, больше всего повреждений испытывает мова, когда ее пытаются превратить в что-то универсальное, обедняя и десакрализуючи.

Что же касается нашей страны, то здесь происходит то же, но обременено еще большими грехами. Поколение, которое вчера и в настоящее время вступило в литературу, не знает языка, которым пишет. И редакторы все меньше ее знают. Они думают и разговаривают совсем другим языком, которого тоже не знают. Им со школы вколачивают в голову пренебрежение к классической литературе, потому что программы изучения составлены без учета потребностей детской души. И таким образом происходит то, что метко передает библейское высказывание “бездна бездну зовет». То есть один грех тянет за собой другой, одна беда - другую. А вместе с желанием выбиться в люди, быть переведенным на европейские языки, и... получить Нобелевскую премию. Бедные дети. Они даже не догадываются, что творчество - это одержимость, священное действо, в огне которого сжигаются бумажки, названные деньгами, здоровье и общественные связи... и все летит к черту.

Аморальность художника - это не его беспорядочные половые связи или алкоголизм, как себе кое-кто представляет. Это - в первую очередь его корупционность и склонность к духовной проституции. Наш вариант коррупционной культуры - участие художников в разных фондах, заигрывания с властью, влиятельные должности, связи с бизнесом, использования служебного положения, продвижения родственников-графоманов... Лакейство в наше время пользуется типичными отечественными коррупционными схемами: ты мне рецензию, я тебе протекцию и прикрытие, или: лучше меня не трогайте, у меня кум в прокуратуре, ФСБ, милиции и тому подобное. Культура в настоящее время продажная и зависимая от бизнеса. Даже если она ругает власть и на словах любит народ. Я не могу представить себе Достоевского министром культуры, советником президента или членом литературного комитета. Он кирпел над корректурой, а не обедал с губернатором, и никогда не рассчитывал на деньжата господ Абраомвича или Прохорова. Бог прощает и не такое, это правда, но что будет с нашим обществом, которое, кажется, никому уже не верит в искусство, и думает, как ему пережить новую гуманитарную катастрофу. Без надежды, без книг, без песен. Зато “с ангелом на плече”.
Куль-туризм - литература, Планета культуры, Мой малыш



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: