Агата Кристи и кинематограф: как складывались их отношения?
Детективы Агаты Кристи после их публикации вызывали большой интерес у представителей киноиндустрии того времени. Одним из первых был экранизирован роман «Убийство в «Голубом экспрессе», в котором Агата Кристи путешествовала лично. Затем последовала экранизация других успешных произведений писательницы.
Для самой Агаты вопрос экранизации ее произведений носил двойственный характер: с одной стороны, ее не удовлетворяло качество снимаемых по ее художественному материалу фильмов, с другой стороны — киноэкранизация приносила ей дополнительный и достаточно высокий доход, опираясь на который она надеялась рассчитаться с долгами и выплатить предписанные налоги.
Так, за экранизацию и телепостановку романа «Свидетель обвинения» на телеканале Эм-джи-эм в начале 1960 года писательница выручила 75 тысяч фунтов. Однако они не помогли ей полностью поправить свое материальное положение.
Первой экранной мисс Марпл была выбрана актриса Маргарет Рутерфорд, которая отличалась крупным телосложением и внешне на мисс Марпл ничем не походила. Зато у нее был мягкий голос и чисто английское дамское обаяние. Маргарет Рутерфорд Агате понравилась, но сам фильм под названием «Она сказала: «Убийство» (по роману «В 4.50 из Паддингтона») писательница охарактеризовала как слабый.
Писательница лично похвалила актрису, и та готова была продолжить работу. Но противоречивость ситуации была таковой, что сама Агата воспротивилась дальнейшей экранизации своих произведений на этом телеканале. Однако, несмотря на ее протесты, новые фильмы по ее произведениям продолжали выходить, вызывая в ней чувство стыда и разочарования.
Так, еще одной неудачей в кино Агата Кристи считала фильм «Убийство на скаку», который не понравился писательнице очень вольной интерпретацией ее романа «День поминовения». Здесь сценарист и кинорежиссер необоснованно, без участия Агаты, перенесли место действия в школу верховой езды.
Нарекания писательницы вызвал и фильм «Самое подлое убийство» по роману «Миссис Макгинти с жизнью рассталась». Здесь создатели фильма от авторского текста оставили еще меньше, чем в предыдущих. Эти фильмы были сняты в 1961 году. Авторы фильма «Самое подлое убийство» ввели в сценарий дополнительного персонажа, Шейлу Апворд, о которой в романе Агаты не было и речи.
Агата Кристи открыто высказала свое недовольство подобным своеволием сценаристов и режиссеров Эм-джи-эм, однако те ответили на ее возмущение новым фильмом под названием «Убийство: аврал!», который вообще ничего общего с сюжетами Агаты Кристи не имел. Киношники взяли лишь знаменитого персонажа Кристи мисс Марпл и поместили ее в собственную киношную историю (действие происходит на корабле военно-морских сил, где известная героиня Агаты Кристи проводит расследование очередного преступления).
После эпопеи с мисс Марпл киностудия Эм-джи-эм принялась за романы Агаты, где действует Пуаро, окончательно добив писательницу «новой трактовкой» образа сыщика: Пуаро здесь был представлен как старый развратник. Роль такого Пуаро исполнил Зеро Мостел.
Представитель Эм-джи-эм поначалу очаровал Агату Кристи своей любовью к собакам (у Агаты на тот момент появился свой манчестерский терьер Трикл, которого Агате подарила дочь Розалинда). На этой почве Агата Кристи и Бэчманн и сошлись. Он заверил писательницу, что изменения в сценариях при съемке фильмов неизбежны, однако они ее не расстроят и не поставят в неловкое положение.
Но все вышло наоборот, Агата была шокирована своеволием киношников. И на премьере «Убийство на скаку» она присутствовать отказалась. Больше всего ее разочаровало название фильма «Убийство: аврал!», и она вернула сценарий его авторам, снабдив его характеристикой: «Чепуха!» В своем письме к киношным «партнерам» она возмущенно заявила:
«Почему Эм-джи-эм не может писать собственные сценарии, снимать Маргарет Рутерфорд в роли некоей старой дамы, скажем, мисс Симпсон, получать массу душевного удовольствия и оставить в покое мои сочинения?»
Несмотря на отрытые возмущения Агаты Кристи, киностудия канала Эм-джи-эм продолжала «портить» ее произведения вплоть до июля 1965 года и, по мнению Агаты, продолжала ее серьезно позорить. Освободиться от соглашения с этим киномонстром, наконец, удалось в том же 1965 году, по причине отсутствия гибкого соглашения относительно адаптации текстов.
Дочери Розалинде Агата Кристи по этому поводу написала: «Какое облегчение освободиться от Эм-джи-эм…».
Попав в ситуацию необходимости выбора между созданием качественных художественных произведений и продажи результатов своего таланта за деньги, которые диктовали условия закрывать глаза на низкое качество произведений, Агата Кристи пошла на компромисс, о котором переживала и раскаивалась. В своих письмах агенту кинокомпании Лари Бэчманну она писала:
«Для меня было шоком обнаружить, что у Эм-джи-эм есть право писать собственные сценарии по моим книгам и на свой вкус переделывать моих персонажей. Этого ни я, ни Розалинда не знали… Я испытываю отвращение и стыд от того, что сделала, согласившись сотрудничать с Эм-джи-эм. Моя вина. Иногда делаешь что-то лишь ради денег, а этого делать не следует… Раз попав в ловушку, из нее уже не вырвешься. И это одно из тошнотворных явлений нашего времени… Я держалась до семидесяти лет, но в конце концов пала. Если у них есть право до бесконечности писать эти свои сценарии, мы действительно в ловушке. Но я все же надеюсь, что это не так».
Агент же в очередной раз заверял, что киношная концепция характера Пуаро не нанесет ущерба ее гордости и писательской репутации. «Мы не сделаем его беспутным, охочим до юбок, сомнительным или мелким персонажем», — клялся он в своих письмах Агате. Однако в выходивших на широкий экран фильмах все было наоборот — именно развращенным типом Пуаро и оказывался!
Завершением всех неприятностей писательницы, связанных с современной ей киноиндустрией, стал сценарий Агаты Кристи по роману Чарльза Диккенса «Холодный дом». Сценарий ею был написан также ради денег, на заказ одной из кинокомпаний. За сценарий ей заплатили 10 тысяч фунтов, однако фильм по нему так и не был снят. А. Кристи жаловалась: «Не одна работа не сопровождалась для меня такой головной болью, как эта».
Агата Кристи, являясь продуктом ХХ века, как писательница и человек не избежала компромиссов, которые ей диктовало время и личное материальное положение. Однако, несмотря на все творческие «потери» в кино, в своих книгах она оставалась талантливым психологом и честным художником, создавая в романах не только увлекательные детективные сюжеты, но и психологически точные человеческие типы своего времени.