Филателия - досуг или бизнес? Бизнес на марках в СССР и в наше время
Дети обожают что-то собирать. То ли солдатиков, то ли этикетки со спичечных коробков, то ли что еще. В советские времена монеты дети собирали крайне редко — не было у нас в наличии достаточного количества монет, наоборот, была куча потребностей, дабы их тратить. А вот прикупить копеек за 40 большой пакет гашеных марок, чтобы потом их долго-долго разбирать: что в коллекцию, что в обменный фонд — было и не слишком дорого, и очень интересно.
Так как же развивалась продажа марок вообще и гашеных марок в частности?
В самом начале своей истории марки были просто средствами оплаты. Маленькими, некрасивыми… Просто средством оплаты почтовых тарифов.
Но очень скоро предприимчивость взяла верх и марки стали делать красивыми. А люди начали покупать не только марки для оплаты почтовых сборов, но и для коллекционирования.
Письменное упоминание о первом торговце марками относится к 1851 году, в Англии. В одной из газет Бирмингема было напечатано объявление некоего Т. Смита, который взамен нескольких маркированных и уже проштемпелеванных конвертов (прошедших почту, гашеных) готов был отдать несколько почтовых марок, причем негашеных.
Это объявление от 22.03.1851 г. навсегда занесло в анналы истории и самого Т. Смита — как первого торговца, признающего за товар гашеные почтовые маркированные конверты, так и его магазин в доме 20 на Бревер-стрит у Голден-сквера в Бирмингеме — как первую филателистическую торговую точку.
Вначале коллекционирование марок назвали «маркоманией», а кроме этого «тембрологией» или «темброфилией» (от timbre (фр.) — почтовая марка). Наконец общий термин «филателия» появился в статье Ж. Эрпена, напечатанной во французском журнале «Коллекционер почтовых марок» в 1864 году.
Термин «филателия» был признан наиболее удачным, т.к. он составлен из греческих слов phileo — люблю, и atelia — освобождающий от оплаты, посему под термин филателия подпадают не только марки, но и маркированные конверты или открытки, специальные гашения и прочее.
Количество филателистов во всем мире росло, начали открываться журналы для них, в 1862 году — в Англии, на следующий год — в Германии, а потом и по всему миру. Филателия начала превращаться в бизнес мирового масштаба.
В 1861 году вышли первые каталоги марок в Англии и Франции. И все завертелось…
В деле появился серьезный капитал. А капитал идет туда, где есть прибыль. А прибыль есть там, где люди готовы раскошелиться.
Вскоре число филателистов стало исчисляться миллионами, во многих странах появились общества филателистов. Поняв, что появилась возможность заработать, начали усиленный выпуск новых марок и государственные почты многих стран. Например, в СССР выпускали некоторые марки в большем количестве, чем было нужно для почтовых нужд, причем «лишние» марочные листы выпускались сразу гашеными и продавались оптом — для филателистов.
Весьма известны почтовые марки Тувалу. Красивые, недорогие. Выпускают и просто марки, и сцепки марок, и блоки, и гашеные, и негашеные… Ну зачем нескольким островкам в Тихом океане такая куча марок? А коллекционеры рады — и красиво, и недорого. Интересно, а само Тувалу имеет хоть какую-то выгоду от того, что где-то в Европе или Америке печатаются вроде как почтовые марки от их имени?
В общем, в наше время дело более чем раскручено и кормит уйму народу.
Печатание каталогов марок — постоянный и хороший заработок.Производство и продажа альбомов для марок — отличный заработок.Печатание марок разнообразных государств Тувалу или «островов Зеленого Мыса» — великолепный заработок.
А «конверты первого дня»? Конверт с оригинальным рисунком и наклеенной на него маркой, соответствующей рисунку, проштемпелеванной специальным «штемпелем первого дня продажи», сходу становится раритетом — ну сколько тысяч таких конвертов за день наштемпелюют?
А ведь если подумать, это просто кусочек бумаги с рисунком, ценой и штампом сверху — «Оплачено»…