Вильнюс: язычество и христианство. Где они пересекаются?
У литовского государства до сих пор сохранился воинственный языческий герб — всадник с поднятым мечом, «Погоня» (Пагоня — по-белорусски, Pogo - по-польски, Vytis — по-литовски). Происхождение его связывают с древним языческим культом бога Ярило, в белорусской мифологии он и фигурировал как юноша на белом коне. При этом всадник — с крестом.
Знаки и символы этого герба, безусловно, очень древние, встречаются и в других частях Восточной Европы, в том числе и на территории нынешней РФ. В Средние века герб считался олицетворением литовских князей, непрерывных осад городов и битв.
Литовцы обязательно скажут, что за 1000 лет существования государства более половины времени приходятся на войны и прочие драматические события. И это при том, что Литва, в отличие от других стран Балтии, никогда не была под тевтонами, противостояла им не одно столетие и в конце концов разгромила Орден. Да и от Орды всегда успешно отбивалась. Так что Погоня — символ, действительно, важный и, главное, вполне жизненный.
Герб города Вильнюса, напротив, христианский — это святой Христофор, несущий младенца Иисуса через реку. Литовский поэт Томас Венцлова пишет, что и в изображении этого герба вполне возможны некие языческие корни.
Самое первое известное крещение (с обратным «открещением») — это история короля Миндовга.
Миндовг, или Миндаугас, — достаточно легендарный, но, безусловно, исторический деятель. Центром правления Миндовга был Новогрудок (ныне Беларусь). Его коронация произошла в 1253 году. Для этого Миндовгу пришлось принять крещение. Сейчас 6 июля — государственный праздник, День Коронации, когда у подножия Замковой горы толпятся рыцари, проходят Дни живой археологии, ярмарки и концерты.
Папа римский в 1251 году объявил специальной буллой, что Литва — отныне европейское королевство с признанным статусом. После этого, получив корону, Миндовг опять перешел в язычество — по крайней мере, так писали обеспокоенные крестоносцы: дескать, король отвратился от христианской веры. Всех литовцев крестоносцы называли «северными сарацинами». А королей в истории Литвы, кстати, больше не было — только великие князья, до Унии с Польшей.
Нынешние российские евразийцы-конспирологи обязательно обратят внимание на то, то Миндовг и Александр Невский умерли в один год. Но, как известно, Миндовг был убит чуть ли не по семейным обстоятельствам, за серьезное преступление. Убийство совершил Довмонт, будущий правитель Пскова и святой. А Александр Невский умер сразу по возвращении из Орды (возможное отравление также оговаривается). Никакого их с Миндовгом «антикатолического заговора» не просматривается.
Мне нравится, когда своих помнят и чтут. Памятник Миндовгу стоит в самом центре города. А в праздник Гедимина можно, например, увидеть огненные скульптуры. Или, скажем, исторический деятель со звучным именем Свинторог (Свинторагас, Швянторагис) — тоже якобы потомок «римских князей». На самом деле имя означает «святой рог».
Свинторог — легендарный литовский правитель, ему приписывается установление (конечно же, языческого) погребального ритуала для знати. Прожил он по легенде 98 лет, правил в 13 веке. И как-то Свинторог Утенесович, проезжая с сыном своим Гермунтом Свинтороговичем, велел именно здесь и сжигать тела князей.
И Гермунт Свинторогович после смерти отца устроил погребальную долину. И сжег и тело отца, и «сайдак его, и копье и борзых, и гончих собак по паре, ястреба, сокола, и лучшего коня его,… и раба его любимца…»
Вся Кафедральная площадь, парк у Замковой горы — это долина Свинторога. Есть в центре улица его имени, сквер ventaragio. А каких-то 800900 лет назад тут было огнище, здесь уходили к своим богам литовские князья и бояре.
Гедимин, который тоже оставался не крещеным, также ушел вместе с огнем в этой долине. Сын Гедимина — великий князь Кейстут — тоже после смерти был сожжен в Вильно (а это уже 14 век). Сын Кейстута — великий князь Витовт (Витаутас, Витольд) — крестился, но три раза (католичество-православие-католичество). Витовт, кстати, один из прямых предков Ивана Грозного.
Полное крещение Литвы произошло уже при великом князе Йогайле (Ягелло) — двоюродном брате Витовта, в 1387 году. Но «полный список» своих богов (около 500) народ помнил. А многие храмы в Литве построены на местах, где находись языческие капища. И многие памятные места связаны с внутренней борьбой христианства и язычества.
Одно из таких мест — Гора Трех крестов (бывшая Лысая). Предполагается, что там было святилище богини любви Милды. Само имя богини связано с литовским глаголом «любить». Богиня облетала мир на повозке, в которую были запряжены белые голуби. Что-то вроде литовской Афродиты, она же Венера. Весь апрель литовцы посвящали богине любви, что логично — весна. А это женское имя стало одним из самых популярных в Литве.
Три креста — достопримечательность, восходящая к 14 веку. Легенда гласит, что якобы на этом месте язычники напали на монахов-францисканцев и казнили их, сбросив с Лысой горы или распяв на крестах. Неизвестно, что там было на самом деле, но на горе были сооружены кресты, сначала деревянные, потом их не один раз заменяли на более прочные материалы.
Второе предполагаемое святилище богини Милды было там, где сейчас высится один из знаменитых вильнюсских храмов — собор Петра и Павла. Один из самых монументальных соборов, шедевр барокко 17 века.
Изнутри храм роскошен — более 2000 разнообразных скульптур. Многие работы выполнены итальянцами, это сразу чувствуется.
«Снаружи костёл не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь ещё можно найти подобную роскошь».(А. Островский, русский драматург).
Необычная люстра, турецкие литавры, якобы отнятые в бою донатором храма Пацем, — все необычно и производит яркое впечатление.
Службы ведутся на литовском и польском языках, здесь прихожане отмечают праздники крестят детей.
Сюда приходят и побыть в тишине, поговорить с Богом. Или просто восхититься убранством и великолепием храма.
В 20 веке в Литве случилось определенное возрождение балтских языческих традиций, официально существует крупная неоязыческая организация с отделениями в разных странах — там, где есть диаспоры. В основном они занимаются возрождением фольклорных традиций.