Герард Терборх, «Письмо». Что особенного в этой картине?
Герард Терборх (Gerard ter Borch, 16171681) — художник «золотого века голландской живописи», родился в богатой семье, получил отличное образование у своего отца Герарда Терборха Старшего.
В 1632 году он жил в Амстердаме, где получал уроки живописи у Виллема Корнелиса Дейстера и Питера Кодде. В 1634 году он учится у Питера де Молейна в Харлеме. В 1635 году он начинает путешествовать по Европе: Германия, Франция, Испания, Италия.
В 1648 году он — в Мюнстере, присутствует при подписании мирного договора между Испанией и Голландией, пишет коллективный портрет участников (работа была не заказная, как пишут историки, а «для собственного удовольствия»!).
После этого Терборха приглашает к себе испанский король Филипп IV, но работа в качестве придворного художника продолжалась очень недолго (около двух лет) из-за интриг, в результате Терборх возвращается в Голландию и оседает в Девентере. В Девентере он прожил всю оставшуюся жизнь, женился, был членом городского совета. Похоронили его в Цвелле — городке, где он родился (так он завещал).
Герард Терборх писал портреты и жанровые сценки. Среди них картина «Письмо» из коллекции английских королей, о которой известно немного больше, чем об остальных его полотнах. Картина находилась в галерее амстердамского коллекционера Яна Гильдмейстера. Свидетельством этому — полотно Адриана де Лели. На ней видно «Письмо», которое висит на стене (у левого края полотна).
Чем картина покоряла любителей живописи? В ней нет никакого движения (разве что мальчик ставит на стол поднос), она спокойна — в ней не просматривается интрига. И в то же время в ней есть нечто, она все время притягивает взгляд.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что эта притягательная сила — в исключительной цветовой гамме, в мастерской передаче художником игры света на тканях и других поверхностях (отсветы на позолоченной люстре, на рыжих волосах мальчика).
Интриги нет, но персонажи как бы разговаривают друг с другом. Стоящая девушка читает письмо и одновременно диктует ответ. Сидящая девушка записывает, но при этом как бы критически оценивает то, что произносит ее подруга (или сестра). Ее лицо явно говорит о том, что ей не нравится происходящее. И у мальчика на лице читается некоторое недоумение. Только пес, лежащий на табурете, совершенно спокоен.
В тексте, сопровождающем картину, говорится о том, что мальчик очень похож на портрет сводного брата художника Джерарда Мозеса, а девушка, которая стоит и читает письмо, может быть Гезиной Терборх, его сводной сестрой.
Портрет сводного брата художника Мозеса не только невероятно хорош, но и доносит до нас некоторые подробности картин Терборха. Мозес прожил короткую жизнь — он умер в возрасте 22 лет. Судя по картинам Герарда, они были очень близки: этот мальчик — персонаж нескольких картин. На памятном портрете Мозеса есть рыцарские доспехи, часы, морские раковины, череп, маленькая собачка, улитки.
О черепе и часах известно, что они присутствуют на всех «смертных» натюрмортах как символы бренности земного существования. Рыцарские доспехи — нет однозначного толкования значения этих предметов на картине: может быть, Мозес грезил стать рыцарем, может быть, Герард этими доспехами подчеркивал благородство своего брата. Улитки тоже не поддаются однозначной расшифровке: это может быть аллегория медлительности Мозеса, а может быть — предмет его занятий.
Собачка — это его преданный друг, который присутствует на картинах Герарда.
Картина «Письмо» — семейный портрет всех молодых Терборхов, в том числе — песика…