Как родилась первая польская опера? Монюшко и его Галька
Можно, наверное, сказать, что имя автора известной оперы «Галька» — одно из объединяющих неких условных «нас всех». Прежде всего потому, что он родился на территории Российской империи (сейчас — Беларусь), работал на территории Российской империи (сейчас — Литва) и умер на территории Российской империи (сейчас — Польша, тогда «губернии царства Польского»).
Это, конечно, полушутливая и далеко не единственная «объединяющая» причина.
Жила-была бедная наивная деревенская девушка Галька, полюбила она богатого и вероломного Януша, — я всегда заранее знала реакцию: сначала смешки, а потом вокалисты, проходя мимо, будут тихо напевать знаменитую арию — Думку Йонтека. Впрочем, я была всего лишь на пару лет старше студентов, и мне тоже было весело.
Итак, жила-была бедная наивная девушка Галька родом из горной деревушки. Полюбила она богатого и вероломного Януша. Тот ее соблазнил и бросил. Девушка страдала, она даже не видела, как сильно ее любит простой парень Йонтек, который тоже из гуралей, из ее родной деревушки. Все кончилось очень плохо.
Сюжет, конечно, стар, как мир, но все же более типичен для эпохи романтизма, в которой и жил Станислав Монюшко. В эпоху романтизма стояли перед музыкантами и новые задачи.
Пока итальянцы и немцы спорили, кто из них круче в опере (Верди, веристы или Вагнер), Восточная Европа еще только начала создавать свои национальные школы. В этом нет ровным счетом ничего плохого и уничижающего чье-то достоинство, все страны по-разному развиваются. Но для этих стран Европы стало делом чести написать свою национальную оперу — на своем языке, с либретто из своей истории или мифологии, с музыкой, тяготеющей к своим народным напевам.
Все с этим успешно справились. В России — Глинка и Даргомыжский, в Чехии — Дворжак и Сметана, и так далее. В Польше был свой национальный (общемировой и вообще неземной) гений — Шопен. Причем это чуть более раннее поколение. Но Шопен не только что опер, а и симфонической музыки практически не писал — только фортепиано. Поэтому задача создания первой национальной оперы встала перед Станиславом Монюшко.
Станислав Монюшко родился в 1819 году недалеко от Минска. Отец был поляк, мать — армянского происхождения. Ее прадед был приглашен когда-то создавать знаменитые слуцкие пояса.
Молодым человеком Монюшко переехал в Вильно, где начал работать органистом в Костеле Двух Иоаннов. Проработал он там около 20 лет. Там он счастливо женился. Годового жалованья в сто рублей, видимо, хватало, чтобы прокормить десять родившихся детей. Но приходилось и подрабатывать.
Он дает частные уроки музыки, в том числе будущему русскому генералу, инженеру и композитору Цезарю Кюи, который был родом тоже из Вильно. И отец Монюшко, и отец Кюи — из тех офицеров разгромленной наполеоновской армии, которые не ушли с отступающим войсками во Францию, а остались жить в Российской империи, предпочли российское подданство.
Это была не единственная связь Монюшко с русскими композиторами. В Петербурге он познакомился с Глинкой, Даргомыжским, Серовым, Балакиревым, Мусоргским, со всеми близко подружился. Некоторые свои произведения Монюшко посвятил своим петербургским коллегам.
В России уже были созданы свои первые национальные оперы. Монюшко решил создать первую национальную польскую оперу.