Как кошке поклонялись? От египетской богини до любимицы Пророка
Наиболее ярко домашняя кошка зарекомендовала себя в Древнем Египте, где вообще были склонны к обожествлению самых разных животных.
Например, в египетской «Книге мёртвых» описывалось, как бог солнца Ра каждую ночь проплывает на своей ладье по подземному Нилу. По пути ему всячески гадит змей ночи Апоп, который старается выпить подземную реку и не дать солнцу взойти. За что Ра, приняв образ рыжего кота, отрезает змеюке голову ножом. Поэтому одно из обращений к богу солнца звучит так: «Ты — великий кот, мститель богов». Возможно, данный миф возник, благодаря кошачьим глазам, способным ярко светиться во тьме.
Однако главным кошачьим божеством в Древнем Египте была Баст (или Бастет), которую часто изображали в виде женщины с головой кошки. Дочь Солнца и Луны, она считалась богиней плодородия, радости, женской красоты и домашнего очага. Центр поклонения этой богине был сконцентрирован в храме города Бубастис. Древнегреческий историк Геродот, посетивший в 450 г. до н.э. Египет, был безмерно удивлён размахом поклонения этому, практически незнакомому грекам, животному. Он писал о том, что в Бубастис ежегодно съезжались до 700 тысяч почитателей кошачьей богини.
Многочисленных кошек, населявших город, после смерти мумифицировали, из-за чего образовывались обширные кошачьи некрополи с сотнями тысяч мумий. Интересно, что когда в XIX веке пронырливые деляги обнаружили эти захоронения, то, ничтоже сумяшеся, продавали их на… удобрения (пока «эффективных менеджеров» не схватили за руку учёные).
Гибель кошки в Древнем Египте была настоящей трагедией. Если в доме начинался пожар, то в первую очередь спасали не детей (и не сало, как в известном украинском анекдоте), а именно кошку. Если же священная питомица всё-таки умирала, то вся семья носила траур, сбривая брови и подрезая волосы. Диодор Сицилийский писал, что даже во времена страшного голода, когда люди умирали прямо на улицах, ни одному из египтян даже в голову не пришло съесть кошку.
Понятно, что человек, убивший священное животное (осознанно или неосознанно), на пощаду надеяться не мог! Такому злодею обычно сначала отрубали руку, а потом умерщвляли. Незнание местных обычаев не избавляло от народного гнева даже захвативших Египет эллинов.
Диодор Сицилийский:«Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно».
А в Мемфисе толпа египтян чуть было не устроила погром греческого квартала, когда прошёл слух, что кто-то из греков утопил кошку.
Впрочем, однажды почитание кошек сыграло злую шутку с самими египтянами. В сочинениях древнегреческого писателя Полиэна приводится анекдот о венной хитрости, которую персидский царь Камбиз применил во время безуспешной осады египетского города Пелусия в 525 г. до н.э. Царь отдал своим воинам приказ гнать впереди себя египетских священных животных — ибисов, собак и кошек, олицетворявших богов Тота, Анубиса и Баст. Боязнь совершить святотатство оказалась сильнее страха смерти. Египетские лучники отказались стрелять, и город сдался.
Мусульмане, конечно, кошек не обожествляли, но относились к ним тоже с безмерным уважением (в отличие от «нечистой» собаки).
Традицию подобного отношения заложил не кто иной, как сам пророк Мухаммед, который был известным «кошатником». Хрестоматийной стала история о том, как однажды пророк собирался помолиться, но обнаружил, что любимая белая кошечка Муэзза уснула на широком рукаве его рубашки. Чтобы не будить любимицу, Мухаммеду пришлось отрезать край рукава. Говорят, что именно в память о Муэззе белые кошки стали единственными животными, которым позволено заходить в мечеть.
«Кошатником» был и сподвижник пророка — Абу-Хурайра. Своё имя (точнее, прозвище) — «отец котёнка» — он получил после того, как приютил котят дикой кошки. Впоследствии Абу-Хурайра его подтвердил, подкармливая множество котов, бродивших около мечети. Говорят, что однажды и кошка отплатила мусульманину добром за добро — спасла его от ядовитой змеи.
Не удивительно, что пророк Мухаммед завещал всем правомерным мусульманам заботиться хотя бы об одном бездомном коте.
С особым размахом этот завет воплотил в жизнь султан Бейбарс I, правивший Египтом и Сирией в XIII веке. Он оставил в наследство своим котам целый фруктовый сад в окрестностях Каира. Все доходы от этого сада шли на кошачье пропитание.
Ценили кошек и в Восточной Азии. Недаром в 12-летнем календаре японцев и вьетнамцев один год цикла символизирует кот (в то время как у китайцев на этом месте кролик).
Правда, отношение к кошкам в Азии не было постоянным. Например, в Японии этих животных поначалу любили, но потом неожиданно решили, что они — воплощение демонов. Всё из-за длинного хвоста, похожего на змею. Из-за этого хвосты японским кошкам вплоть до 1602 года старательно купировали.
Говорят, что кошек недолюбливал и «великий кормчий» Китая — Мао Цзэдун. И это несмотря на то, что «мао» по-китайски обозначает именно кошку.
Однако самые тёмные годы кошачьей истории пришлись на европейское Средневековье…